Несколько слов о муниципальном жилищном контроле

Монтажников 4

 Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность  органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и  проведение на территории муниципального образования проверок  соблюдения юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями и гражданами обязательных требований,  установленных в отношении муниципального жилищного фонда  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в  области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми  актами (часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Чуть более двух лет назад в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены поправки, которые наделили органы местного самоуправления контрольными функциями в жилищно-коммунальной сфере.

В частности, органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений должны были создать структурные подразделения, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, либо возложить данные функции на уже существующие структуры местных администраций.

Из двадцати муниципальных образований Ненецкого автономного округа только в Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» создано соответствующее специализированное подразделение – отдел муниципального контроля. В остальных муниципальных образованиях полномочия по муниципальному жилищному контролю возложены на местные администрации.

Основное направление деятельности органов местного самоуправления – контроль за соблюдением требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде.

При осуществлении данного контроля орган местного самоуправления взаимодействует с органом государственного жилищного надзора, которым на территории округа является Госстройжилнадзор НАО. Одной из таких форм взаимодействия является совместный мониторинг обращений граждан, поступающих на рассмотрение в администрации муниципальных образований.

Несмотря на то, что многие жители нашего округа считают проблемы жилищно-коммунальной сферы одним из самых остро беспокоящих вопросов, результаты проведенного мониторинга показали, что обращения граждан в органы муниципального жилищного контроля носят единичный характер, особенно в сельской местности.

Итак, коснемся некоторых тех вопросов, с которыми граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления, решение которых входит в сферу муниципального жилищного контроля. Такими вопросами, в частности, являются:

- вопросы сохранности и использования муниципального жилищного фонда (например, жильцы муниципальной квартиры содержат жилье в бесхозном состоянии, нарушают права соседей, используют это жилье не по назначению, или нарушают установленный законом порядок перепланировки и переустройства жилого помещения);

- вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе касающиеся выполнения работ и оказания услуг управляющей организацией или товариществом собственников жилья (к примеру, если у гражданина есть нарекания к своей управляющей организации, которая не в полном объеме или ненадлежащим образом выполняет услуги, предусмотренные договором управления многоквартирным домом, соответствующую жалобу можно также направить в орган муниципального жилищного контроля);

- вопросы предоставления коммунальных услуг (низкая температура горячей воды или плохое отопление, жалобы по вопросам продажи твердого топлива, перебои с водоснабжением или электроснабжением по обращению гражданина также могут послужить основанием для проверки, проводимой органом муниципального жилищного контроля);

- незаконный выбор управляющей организации, нарушения при заключении договоров управления многоквартирными домами, неправомерные условия, содержащиеся в таких договорах – все это также одно из направлений деятельности муниципального жилищного контроля;

- неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (этот один из острых вопросов, которые зачастую поднимают граждане, также подлежит рассмотрению при осуществлении муниципального жилищного контроля);

- вопросы энергосбережения и оснащенности муниципального жилого фонда приборами учета потребляемых энергетических ресурсов (выполнение мероприятий по энергосбережению в доме, установка, эксплуатация, замена или ремонт приборов учета тепловой энергии, холодной или горячей воды, электрической энергии или газа также могут быть проверены муниципальными жилищными инспекторами).

Для решения поставленных задач муниципальные жилищные инспекторы уполномочены рассматривать обращения граждан, делать необходимые запросы информации в государственных и муниципальных органах, проводить плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, проводить необходимые обследования жилых зданий и помещений, придомовых территорий, выдавать предписания об устранении нарушений законодательства, принимать меры по привлечению правонарушителей к административной ответственности, направлять материалы проверок в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также обращаться в судебные органы с исковыми заявлениями.

Помимо этого статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации возложила на органы местного самоуправления проводить проверки по обращениям собственников помещений на предмет выполнения управляющими организациями условий договоров управления многоквартирными домами. Более того, если такая проверка подтвердит обоснованность претензий граждан и зафиксирует нарушения в работе управляющей организации, муниципалитет обязан организовать проведение общего собрания собственников для постановки вопроса о смене управляющей организации.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления и их должностные лица, в том числе уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, обязаны рассматривать отнесенные к их компетенции обращения, при необходимости – с выездом на место. Срок рассмотрения обращений граждан составляет 30 дней с даты его регистрации. Нарушение же требований законодательства о порядке рассмотрений обращений граждан предусматривает административную ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.

Госстройжилнадзор НАО выражает надежду, что данная информация будет полезна читателям при отстаивании своих жилищных прав.

Контактная информация органов, осуществляющих муниципальный жилищный контроль на территории Ненецкого автономного округа, размещена на данном сайте.