ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ

инспекция 0011инспекция 0012Сегодня об инспекциях государственного жилищного и строительного надзора знают большинство наших граждан. За работой таких инспекций наблюдают и информируют популярные СМИ, тем более центральные. А вот десять лет назад о таких инспекциях либо помнили с советских времен, либо знали о них в узких кругах специалистов и в недрах госструктур.

2004-ый год. Прогремели 90-ые. Большинство квартир в многоквартирных домах приватизировано, в основном с целью купли или продажи, а не содержания. Появилась новая формация строителей-бизнесменов. По всей стране такие строители организуют строительство с долевым участием граждан. В коридорах власти много разговоров об административной реформе. В этот год заканчивается работа над законопроектами Градостроительного и Жилищного кодексов. И в преддверии выхода этих законов субъектам Российской Федерации рекомендовано создать структуры государственного строительного надзора (далее — Госстройнадзор), государственной экспертизы проектно-сметной документации (далее — Госэкспертиза) и жилищной инспекции (далее — Жилнадзор). Так, 1-го июня 2004 года постановлением Администрации Ненецкого автономного округа № 275 было создано окружное государственное учреждение «Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Ненецкого автономного округа». В этом же году были созданы Жилнадзор и Госэкспретиза округа.

Госэкспретиза сразу  приступила к проведению экспертизы проектно-сметной документации на платной основе, благо заказчиков было достаточно, что дало возможность обеспечить финансирование своей деятельности. Это учреждение арендовало жилую квартиру под свой офис в доме 9-Б по ул. Строительная у пятой школы, и работа у них закипела. А вот две вновь созданные Инспекции финансирования в том году не имели, хотя были назначены руководители, и требовалось уже организовать работу.

Когда мне предложили возглавить Госстройнадзор, то предупредили, что финансирование будет открыто только в конце года, и зарплата тоже будет выдана только в декабре. В штате было две единицы – руководитель и главный бухгалтер. А строительство в округе вступило в свою активную стадию: ОАО «Нарьян-Марстрой» уже построило несколько многоквартирных домов и заканчивало, так называемые в народе, «Бутерброд» и «Красную шапочку». ООО «Версо-М» закончило строительство первых двух «Баязетов» и закладывало следующие. ОАО «Нарьян-Марсейсморазведка» возвела несколько десятков, так называемых, таунхаусов в п. Факел. А в нескольких селах округа закладывались самими жителями фундаменты школ и детсадов с непосредственным участием, на тот момент, главы Администрации округа. В таких условиях требовали результатов от Госстройнадзора, и Прокуратура округа уже запрашивала материалы проверок.

Для начала деятельности в сфере строительного надзора необходим был либо прежний опыт, либо методические рекомендации сверху. В Администрации округа и города прежних работников Архстройнадзора не оказалось, хотя по информации специалистов Администраций строительный надзор формально исполняли управления строительства.

Мне пришлось обращаться во все возможные инстанции в Правительстве. Сначала обратился в Госстрой России, он в том же году преобразовался в Росстрой, оттуда меня направили в Федеральную службу по технологическому надзору, где и сказали, что государственный строительный надзор их компетенция, и скоро они свяжутся со мной. Но спустя некоторое время такой службы уже не существовало, а путем слияния Федеральной службы по атомному надзору и Федеральной службы по технологическому надзору образовался Ростехнадзор, с которым мы и стали взаимодействовать.

В общем, административная реформа только набирала обороты, и сложно было сориентироваться в период перемен и становления нового управления государством. Строительство же набирало темпы, все больше появлялось объектов строительства, и бездействие Госстройнадзора было неприемлемым. На тот момент Инспекция ГАСН НАО не имела полномочий составлять протоколы и рассматривать административные дела. Мы могли составить акт и выдать предписание. Но были случаи, когда  строительство осуществлялось не только без разрешения, но и без выделения земельного участка. А с Инспекции требовали остановить строительство. Тогда приходилось зарабатывать инспекторский авторитет словом убеждения: я приходил на объект, собирал строителей, показывал удостоверение и предупреждал, что если через два часа не прекратят строительство, я приеду с нарядом милиции, и все будут задержаны и отправлены в КПЗ. Это срабатывало безотказно, рабочие ни под каким давлением своих руководителей без разрешения на строительство не приступали к работе. Но такие случаи были единичны. Более крупные строительные компании в то время относились к Инспекции с иронией и не воспринимали всерьёз акты и предписания. Но уже в 2005 году, после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»  № 54, отношение к Инспекции ГАСН НАО со стороны строителей поменялось. Мало того, в этом году Инспекция становится исполнительным органом власти округа и получает право возбуждать и рассматривать административные дела в отношении нарушителей градостроительного законодательства. Конечно, многое не получалось, не хватало не только современного законодательства,  но и личного опыта. Неоднократные поездки и в Росстрой, и в Ростехнадзор больше вносили неразбериху в понимание государственного строительного надзора в России, не взирая на принятые первые правовые акты. Во-первых, СНиПы приняли рекомендательный характер, а технологические регламенты ещё не были разработаны. Многие высокопоставленные чиновники в Правительстве по-разному трактовали применение СНиПов: одни утверждали, что необходимо строго руководствоваться ими, другие – наоборот. Поэтому первые возбужденные административные дела Инспекцией часто проигрывались в судах. Мало того, приходилось закрывать глаза на некоторые нарушения противоречивого законодательства, иначе бы останавливался процесс строительства, а время требовало своего. Так в соответствии с Градостроительным кодексом РФ для ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства необходимо было разрешение на ввод в эксплуатацию, а для его выдачи — заключение Госстройнадзора. Органы местного самоуправления  ещё не имели опыта вводить в эксплуатацию построенные объекты по новому законодательству. Так однажды звонит мне первый заместитель мэра города, на тот период, и спрашивает: «Как быть? Государственной комиссией многоквартирный дом принят, ключи и ордера вручены людям, а вот разрешения на ввод в эксплуатацию не выдали, и заключения Инспекции нет, что делать? Вселять людей или нет?» Благо ещё тогда Правительство не утвердило форму такого разрешения, спрашиваю у него: «Вы как руководитель местного самоуправления, что считаете главным – вселение людей или бюрократические проволочки?» Молодой на тот момент первый заместитель мэра верно понял свою задачу: разрешил вселяться людям, после дооформили всё в соответствии с законодательством.

Неоднократно бывая на всероссийских совещаниях по вопросам строительного надзора в то время, я слышал споры маститых управленцев в строительстве о целях и задачах строительного надзора. Одни отстаивали европейскую систему в виде строительной полиции с минимальным вмешательством в процесс строительства, другие, более консервативные, убеждали нас о верности прошлого, советского опыта Архстройнадзора, когда каждый шаг строителя должен быть под неусыпным оком инспектора. Поиск оптимального подхода по данному вопросу идёт до сих пор. Одно могу сказать: если строитель профессионал и работает не на страх, а на совесть, то ему не помеха ни Госстройнадзор, ни любой другой надзор. А «непрофессионалы», для которых нажива любым методом есть цель, будут орать, что мешают их бизнесу, а сами высасывают прибыль, которую, кстати, не всегда показывают из всего возможного и невозможного. А это и некачественные строительные материалы, и дешёвая непрофессиональная рабочая сила. Отсюда и низкое качество строительства новых объектов, в том числе реконструкции и капитального ремонта давно возведенных объектов.

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.12.2007 путём слияния Государственной жилищной инспекции Ненецкого автономного округа и Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Ненецкого автономного округа была образована Государственная инспекция по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого автономного округа (далее — Инспекция). К сожалению, на сегодняшний день осталось мало информации о работе в сфере жилищного контроля в период до 2007 года. Известно, что уже в то время существовала федеральная структура – Главная государственная жилищная инспекция Российской Федерации, координирующая аналогичные инспекции на региональном уровне. Положение о Главгосжилинспекции было утверждено Правительством Российской Федерации, от которого окружной жилищной инспекции и приходилось отталкиваться в своей работе. В то же время конкретных нормативных документов о полномочиях региональных жилищных инспекций в современных условиях регулярно обновляющегося жилищного законодательства не было. В связи с этим работа жилищных инспекций в субъектах России осуществлялась на базе советских норм с привязкой к современным условиям.

После реорганизации в Инспекции был образован отдел жилищного контроля,  все сотрудники бывшей жилищной инспекции перешли работать в другие организации округа. Многое приходилось начинать, как говорят, с чистого листа, так как от прежнего коллектива Инспекции была передана только документация, без передачи наработанного опыта. Заново разрабатывались формы инспекторских документов, алгоритмы проведения контрольных мероприятий, налаживались контакты с организациями жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти и муниципалитетами. Все это делалось для того, чтобы выработать четкий и эффективный механизм работы органа жилищного контроля. Стоит отметить, что немногие в то время относились к молодому и начинающему коллективу жилищных инспекторов всерьез, поэтому свой авторитет приходилось зарабатывать, сначала приобретая свои навыки в ежедневной кропотливой работе, а потом доказывая свой профессионализм на различных совещаниях, и даже в судебных инстанциях.

К 2011 году выявилось много различных нюансов и законодательных пробелов в жилищной сфере. Рынок жилищно-коммунальной сферы наполнился множеством сомнительных управляющих компаний, так называемых «фирм-однодневок» и «липовых» товариществ собственников жилья (ТСЖ), созданных без участия самих собственников, целью которых было легкое обогащение за счет выделяемых федеральных средств на капитальный ремонт жилья.

На сегодняшний день стоит отметить, что работа по формированию структур органов государственного жилищного надзора и разработке нормативно-правовой базы для работы таких органов еще не завершена. Жилищное законодательство подвержено большим и регулярно происходящим изменениям, вместе с ним меняются и принципы работы жилищных инспекций.

В том же 2007 году было реорганизовано и ОГУ «Государственная градостроительная экспертиза НАО», а полномочия по осуществлению государственной экспертизы проектной документации строительных объектов на территории округа было возложено на Инспекцию. Сотрудники Инспекции прошли обучение, были аттестованы, руководитель Инспекции был аттестован в Минрегионе, получив звание главного государственного эксперта проектной документации Ненецкого автономного округа. В 2008 году было проведено более 20 экспертиз проектной документации. Так как экспертиза была платной, то Инспекция перечислила в бюджет округа 42 миллиона рублей, которые были платой за проведенную экспертизу. Но в 2009 году договор с Архангельской областью не был заключен и, в соответствии с законодательством, полномочия по проведению госэкспертизы проектной документации были переданы в Архангельскую область. На Инспекцию были возложены полномочия по проведению проверки на достоверность сметной документации инвестиционных проектов, которые финансируются из бюджета округа, то есть абсолютно все объекты капитального строительства, финансируемые полностью или частично за счет средств окружного бюджета  проходят тщательную проверку сметной стоимости на предмет достоверности использования средств окружного бюджета.

Создавали и формировали современные и Госстройнадзор и Жилнадзор в округе молодые целеустремлённые и добросовестные молодые люди, уроженцы нашего округа, и мне радостно и приятно, что люди эти и сегодня достойно и надёжно работают в Инспекции и смогут преодолеть любые трудности и сложности в нашей работе. Я благодарен им и горжусь ими. Сегодня фамилии этих людей знают в округе и уважают.

Отдел стройнадзора:

Миненков Виктор Александрович, Чуватина Ольга Евгеньевна, Артеев Алексей Юрьевич.

Отдел жилнадзора:

Абрамовский Сергей Александрович, Будкин Сергей Александрович, Кононов Дмитрий Владимирович, Мамонтова Анастасия Владимировна, Стасев Дмитрий Михайлович, Сергеева Татьяна Павловна, Баруздин Михаил Анатольевич, Сурикова Татьяна Александровна.

Отдел смет:

Филиппов Александр Николаевич, Шелыгинская Екатерина Николаевна, Павловская Анна Олеговна.

В Инспекции работали и ушли на заслуженный отдых: Негребецкая Любовь Дмитриевна, Бестужев Станислав Алексеевич.

Начальник Инспекции Вытовтов Сергей Викторович.