Что нужно знать об оплате за коммунальные услуги: советы госжилнадзора

В адрес Госстройжилнадзора НАО зачастую поступают обращения граждан с жалобами на неправильное начисление платы за коммунальные услуги. Следует отметить, что зачастую подобные жалобы возникают либо из-за незнания жилищного законодательства, либо из-за неумения отстаивать свои нарушенные права.

Прежде всего, обозначим законодательную базу, регулирующую основные положения о предоставлении коммунальных услуг, это: Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Указанные нормативные документы регламентируют вопросы предоставления коммунальных услуг, которых всего шесть видов:

  1. холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения;
  2. горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);
  3. водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам;
  4. электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
  5. газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах;
  6. отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15* приложения N 1 к Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

*Согласно пункта 15 приложения N 1 к Правилам предусматривается обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) −31°C и ниже — в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах +22°C); в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Ненецкий автономный округ относится к районам с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже, в связи с чем температура в жилых помещениях должна составлять не ниже +20°C (в угловых комнатах +22°C).

Из вышеуказанных определений видно, что не являются коммунальными услугами, к примеру, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, подвоз воды автотранспортом, техническое водоснабжение (то есть разбор теплоносителя из системы отопления), очистка выгребных ям, то есть на предоставление данных услуг действие Правил не распространяется.

Что же касается коммунальных услуг, то в отношении них Жилищным кодексом Российской Федерации определено: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации… При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» (ч.ч. 1, 4 ст. 157 ЖК РФ).

Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определены приложением № 1 к Правилам.

Однако зачастую случается, что произведённый исполнителем коммунальной услуги расчёт размера платы за коммунальные услуги вызывает у рядовых граждан множество вопросов и недопониманий. На этот случай Правила определили ряд норм, которые исполнитель должен неукоснительно соблюдать.

Прежде всего, необходимо знать, что согласно пп. «е», «р» пункта 31 Правил исполнитель обязан:

е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;

р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому для получения вышеуказанной информации Госстройжилнадзор НАО рекомендует написать соответствующее заявление исполнителю. Рекомендуемые формы таких заявлений применительно к домам, оснащенных приборами учета либо без таковых, можно скачать здесь.

Также подпунктами «г», «д» пункта 31 Правил  сказано, что исполнитель обязан:

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, с получением данных в ходе проверки достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений;

д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

В связи с этим при возникновении сомнений в правильности начисления размера платы за коммунальные услуги прежде всего необходимо обратиться к исполнителю с заявлением о соответствующей проверке и выдаче документов, подтверждающих правильность начисления платы за коммунальные услуги. Примерную форму такого заявления можно скачать здесь.

В случае если согласно представленным исполнителем документам размер платы за коммунальные услуги определён неверно, либо если исполнитель отказался от проведения проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги потребитель вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением о проведении проверки правомерности действий (бездействия) исполнителя коммунальных услуг. Рекомендуемую форму такого заявления можно скачать здесь.

Также необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 11 ЖК РФ потребитель имеет право на защиту нарушенных жилищных прав в судебном порядке.