Не пойман – не вор?

00087 musorГосстройжилнадзор НАО продолжает серию публикаций в СМИ, посвященных вопросам правового просвещения населения в сфере жилищных правоотношений. В очередном выпуске окружной газеты «Няръяна вындер» вышла статья, разъясняющая вопросы документального оформления недостатков в работе управляющих организаций.

Что делать, если управляющая компания «халтурит» и не предоставляет или некачественно выполняет жилищно-коммунальные услуги?

В Государственную инспекцию строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа поступает много подобных обращений граждан. Например, на плохое отопление жилых помещений, сбои в подаче холодной и горячей воды, несвоевременную уборку мест общего пользования многоквартирных домов или нарушение графика вывоза бытовых отходов.

Жалуйтесь – проверим

По закону непредоставление или некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является основанием для снижения размера платежей жильцам многоквартирных домов, однако не всегда управляющие компании (УК) спешат выполнить перерасчет. Отказ в проведении перерасчета, как правило, мотивируют недоказанностью фактов нарушений. В итоге граждане идут с жалобами в Госстройжилнадзор НАО.

Инспекция организует внеплановые проверки с выездом на место спорной ситуации, привлекает специалистов УК и жильцов дома, а при необходимости и представителей ресурсо-снабжающей организации.

Доводы заявителей, как правило, подтверждаются. Это отражается в актах проверок, и для устранения нарушений государственные жилищные инспекторы выдают УК предписания на исправление недочетов и проведение полагающегося перерасчета. Так, по результатам недавней проверки фактов несвоевременной откачки септиков одна из УК поселка Искателей была вынуждена произвести жителям многоквартирных домов перерасчет на общую сумму около 350 тысяч рублей.

Тем не менее, «поймать за руку» недобросовестную УК на месте нарушения удается не всегда. Скажем, жители жалуются, что в многоквартирном доме подъезды не убираются уже несколько недель. Однако в ходе проверки подтвердить это уже невозможно по причине возобновления уборки. Как говорится, не пойманне вор. Или другая ситуация – септик откачивается нерегулярно. В ходе выездов инспекторов на место выясняется, что септик откачан, следов его перелива нет. Факты нарушений, казалось бы, отсутствуют, но, как только проверка завершена и УК получила акт об отсутствии нарушений, проблема снова встает в полный рост – до следующей подобной жалобы и проверки.

Подобных ситуаций можно избежать. Для этого жителям многоквартирных домов необходимо грамотно, с точки зрения законодательства, фиксировать нарушения.

Как действовать?

Первым делом необходимо направить обращение в УК. Сделать это можно через аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации. Все заявки о нарушениях подлежат регистрации в специальном журнале диспетчерской службы. При получении такой заявки УК должна в течение суток проинформировать жильцов о причинах нарушения качества услуг и сроках устранения недостатков (если факты нарушений ей уже известны) либо организовать проверку полученной от гражданина информации.

Дата и время проведения проверки согласовывается УК с потребителем, причем такая проверка должна быть начата не позднее двух часов с момента получения заявки. По итогам проверки составляется совместный акт с указанием фактов нарушений или информации об отсутствии таких фактов.

Но что делать, если УК игнорирует заявки жителей и не проводит проверок качества ЖКУ? Законодательство предусмотрело порядок действий и в данной ситуации.

В случае непроведения проверки, а также в случае невозможности уведомления УК через аварийно-диспетчерскую службу (если, к примеру, ее телефон отключен или не отвечает) акт о нарушении качества предоставления ЖКУ вправе подписать жители многоквартирного дома (не менее двух человек) и председатель его совета. Один из экземпляров такого акта направляется в УК для устранения недостатков и произведения перерасчета.

При отказе УК признать факт нарушения качества предоставления услуг такой акт послужит доказательством правоты доводов граждан, в том числе при дальнейшем обращении в надзорные инстанции или в суд.