Лицензионный контроль управляющих организаций: итоги первого года работы

00014 press konf insp6 июня 2016 года в Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов первого года осуществления лицензионного контроля в отношении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Участие в освещении данного мероприятия приняли окружные средства массовой информации: телекомпания «Север», газеты «Выбор НАО» и «Няръяна вындер», Ненецкое информационное агентство «НАО 24».

Как было отмечено в ходе мероприятия, одним из знаковых и поворотных моментов в новейшей истории отечественного жилищно-коммунального хозяйства стало принятие в июле 2014 года Федерального закона № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Именно этот Федеральный закон ввел в Жилищный кодекс Российской Федерации требование, согласно которому с 1 мая 2015 года все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами должны работать исключительно на основании выданной органом государственного жилищного надзора лицензии.

На начало июня 2016 года на территории Ненецкого автономного округа право на управление многоквартирными домами имеют 19 управляющих организаций. Полный список этих компаний размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), где в разделе «Реестр лицензий субъектов РФ» можно также ознакомиться и с перечнем многоквартирных домов, которыми управляет та или иная компания.

Среди множества показателей, пожалуй, главным критерием качества работы управляющей организации является количество жалоб жильцов обслуживаемых домов, поступающих для разбирательства в Госстройжилнадзор НАО.

Анализ обращений граждан показывает хоть и не явно выраженный, но заметный сдвиг в положительную сторону в этом вопросе. В подтверждение приведем немного статистики в отношении количества поступивших обращений и жалоб граждан по состоянию на 1 июня разных годов: в 2012 году40 жалоб и обращений, в 2013 году – 77, в 2014 году – 84, в 2015 году – 110, в 2016 году – 96. До этого года количество жалоб граждан на управляющие организации только возрастало. Более того, в 2016 году стало наблюдаться такое явление, когда жильцы стали обращаться в Инспекцию с заявлениями о прекращении рассмотрения их жалоб в связи с тем, что конфликтные ситуации с ними улажены управляющими компаниями в мирном порядке. Можно сделать однозначный вывод, что управляющие организации наконец-то начали поворачиваться лицом к своим жильцам.

00012 diagramma 1 copy

Еще один из важных показателей работы управляющих организаций – устранение допущенных нарушений законодательства по предписаниям жилищного надзора. На протяжении нескольких предыдущих лет, получив предписание на устранение нарушений, управляющие организации высчитывали, что для них более дешевле: устранить эти самые нарушения или заплатить штраф за неисполнение предписания. Штраф за невыполненное предписание составлял от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, в связи с чем по некоторым многоквартирным домам приходилось на протяжении нескольких лет выдавать одно предписание за другим, а ситуация не менялась. Теперь цена невыполненного предписания заметно выросла, штраф для управляющей организации составляет от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Помимо этого дважды невыполненное в течение года предписание влечет для такой организации автоматическую потерю права управлять многоквартирным домом, а если в таком порядке теряется право управления 15% многоквартирных домов – аннулирование лицензии.

За более чем год работы лицензионного контроля статистика неисполненных предписаний кардинально изменилась, чему, очевидно, способствует страх потенциального правонарушителя перед включением в действие комплекса вышеперечисленных рычагов. Так, в 2014 году Инспекцией было выявлено 952 факта неустранения выявленных нарушений, управляющими компаниями добровольно было устранено только 947 нарушений, или порядка 49,9%. В 2013 году дело обстояло еще хуже: 629 фактов неустранения нарушений, устранено 503 нарушения или 44,4%. В 2015–2016 годах, то есть уже в первый год осуществления лицензионного контроля неустраненными остались всего 26 нарушений, устранено в срок 164 нарушения или 86,3%. Это может быть не совсем понятная, но очень важная цифра. Теперь, при обращении в орган государственного жилищного надзора человек может быть уверен в том, что вмешательство Инспекции заставит управляющую организацию работать должным образом и его вопрос не останется нерешенным.

00013 diagramma 2

Выявление правонарушений со стороны управляющих организаций и привлечение к ответственности виновных лиц для Госстройжилнадзора НАО не является самоцелью в работе. Главная задача лицензионного контроля на сегодня – направить работу управляющих организаций в русло законодательства и вынудить управдомов наладить «обратную связь» с жильцами обслуживаемых домов.

Для достижения поставленной цели Инспекция ищет новые формы и методы решения задач. Мы стали проводить регулярные встречи с руководителями управляющих организаций, на которых совместно обсуждаем злободневные темы сферы ЖКХ, заостряем внимание на острых проблемах в управлении многоквартирными домами, совместно рассматриваем пути решения этих проблем. Как показали такие встречи, часто нарекания в отношении работы управляющих компаний вызывает недостаток опыта в организации процесса управления жильем, незнание или неправильное применение норм жилищного законодательства.

Конечно, в повышении уровня правовой грамотности нуждаются и сами граждане, являющиеся потребителями жилищно-коммунальных услуг. В текущем году Инспекцией принято участие в четырех семинарах с жильцами многоквартирных домов, посвященных разъяснению законодательства, в том числе новым нормам Жилищного кодекса. С июня текущего года начинаем практику выездных приемов граждан в непосредственно офисах управляющих организаций. 8 июня прием граждан пройдет в ООО «Управляющая компания Служба заказчика», а 22 июняв МУП «Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей». Очень надеемся, что данная форма работы тоже даст положительные плоды и позволит наладить конструктивный диалог между обеими сторонами договора управления многоквартирным домом.