В сети «Интернет» проводятся публичные обсуждения поправок в Жилищный кодекс РФ

Сайт законопроектовНа официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) в апреле текущего года проводятся публичные обсуждения и антикоррупционная экспертиза двух законопроектов, предусматривающих внесение поправок в Жилищный кодекс РФ.

В частности законопроект № 46686 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предусматривает расширение функций органов государственного жилищного надзора путем наделения их полномочиями по осуществлению проверки требований по подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период.

Также данным законопроектом органам государственного жилищного надзора вменяется обязанность обращаться с заявлениями в судебные органы при выявлении отдельных категорий нарушений жилищного законодательства. К таким правонарушениям, в частности, относятся выявление незаконных решений общих собраний собственников, нарушения при создании ТСЖ, неправомерное заключение договоров управления многоквартирными домами, а также включение в эти договоры несоответствующих законодательству условий и ряд других нарушений.

Дополнительно разработанные поправки в Жилкодекс РФ устанавливают особенности проведения общих собраний собственников в домах-новостройках, в которых еще не все лица успели завершить оформление квартир в собственность.

Законопроект предлагает изменить порядок определения количества голосов собственников на общем собрании. В настоящее время количество голосов собственника пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (то есть чем больше квартира в собственности, тем больше голосов на общем собрании). В предлагаемой редакции Жилкодекса сказано, что количество голосов собственника определяется количеством собственников помещений в многоквартирном доме; один собственник помещения обладает одним голосом.

Также Минстрой РФ предлагает отменить привязку требования о наличии 50%-ного количества числа членов ТСЖ при решении вопросов о создании этого ТСЖ или его ликвидации. В то же время предлагается при создании в доме ТСЖ всех собственников помещений в данном доме считать членами этого товарищества, а председателю ТСЖ вменить в обязанности сдавать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства, как это в настоящее время делают руководители управляющих организаций.

Новые требования коснутся также вопросов урегулирования задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт. При смене собственника помещения в многоквартирном доме предлагается закрепить за новым владельцем обязательства предыдущего собственника по оплате непогашенных расходов за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Отдельные положения коснутся вопросов управления многоквартирным домом. В этих целях Правительство РФ утвердит правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. Помимо этого при смене способа управления многоквартирным домом, при досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом управляющая организация будет обязана передать новому управляющему домом денежные средства за жилищно-коммунальные услуги, которые она не успела оказать. Эта норма актуальна для выполнения сезонных работ и работ с большой периодичностью их выполнения. К примеру, если в начале лета в доме появилась управляющая организация, она с самого начала управления приступает к сбору средств за очистку придомовой территории от снега. При расторжении с ней договора до начала зимы эта управляющая организация должна передать собранные для очистки придомовой территории от снега денежные средства тому лицу, который придет ей на смену управлять многоквартирным домом. Со своей стороны собственники будут обязаны возместить прежней управляющей организации расходы за выполненные работы, плату за выполнение которых они в полном объеме еще не внесли.

Также предусматривается, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования смогут предоставлять бюджетные средства на поддержку деятельности по управлению «нерентабельными» многоквартирными домами, то есть теми многоквартирными домами, в отношении которых невозможно найти управляющую организацию через проведение конкурсных процедур или через общие собрания собственников. Назначать управляющую организацию для таких домов будут муниципалитеты на срок до выбора постоянной управляющей организации через конкурсные процедуры или решение общего собрания собственников.

Еще один разработанный Минстроем России законопроект № 47004 – проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации (в части ужесточения ответственности управляющих организаций за нарушение лицензионных требований)».

Данным законопроектом предусмотрена передача органов государственного жилищного надзора в непосредственное подчинение руководителям субъектов Российской Федерации.

Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации предлагается наделить правом давать органам государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля указания о проведении внеплановых проверок и контролировать деятельность этих органов.

Законопроектом предлагается ужесточить ответственность  управляющих организаций за нарушение лицензионных требований.

Если в течение 12 месяцев с момента получения предписания управляющая организация совершит два правонарушения в виде невыполнения предписанных требований об устранении нарушений, что будет подтверждено судебными решениями, то многоквартирный дом, в отношении которого имелось неисполненное предписание уйдет с управления данной управляющей организации путем исключения его из реестра лицензий. В настоящее время выявление данных правонарушений ограничено календарным годом.

В то же время при невыполнении предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1–5 части 1 статьи 193 ЖК РФ, что также будет зафиксировано судебным актом, управляющая организация лишится одновременно всех многоквартирных домов.

Совершение грубого нарушения лицензионного требования, по предложению Минстроя РФ, должно стать основанием для аннулирования лицензии управляющей организации. Перечень таких грубых нарушений установит Правительство РФ. Одним из таких грубых нарушений станет нарушение, повлекшее за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью граждан.

В случае если управляющая организация в течение 6 месяцев с момента получения лицензии не приступила к фактической деятельности (не заключила договоров управления многоквартирными домами), ее лицензия будет аннулирована через суд по инициативе лицензионной комиссии.

Совершение грубых нарушений лицензионных  требований в законопроекте предлагается рассматривать по отдельной норме законодательства об административных правонарушениях, введя часть 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусматривающую штраф на должностных лиц от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, а на юридических лиц – штраф от 350 тысяч до 400 тысяч рублей. Право рассмотрения таких дел об административных правонарушениях предлагается снять с судов и передать в компетенцию органов государственного жилищного надзора.

Ознакомиться с законопроектом № 46686 и законопроектом № 47004 можно на сайте www.regulation.gov.ru.