Вступил в силу ряд изменений в жилищном законодательстве

Жилкодекс РФС 1 мая 2015 года вступили в законную силу поправки в целый ряд нормативных правовых актов в жилищной сфере. Данные изменения касаются сферы управления многоквартирными домами, осуществления государственного жилищного надзора и вопросов административной ответственности за правонарушения в сфере ЖКХ. Подробнее об этом изложено в данной статье.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 мая 2015 года запрещается предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии.

Перечень лицензиатов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ненецкого автономного округа, а также перечень управляемых ими многоквартирных домов содержится в реестре лицензий Ненецкого автономного округа, который ведет Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 мая 2015 года) государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

В отношении указанных организаций законодательством предусмотрено осуществление лицензионного контроля. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Плановые проверки лицензиатов будут проводиться с периодичностью не чаще 1 раз в 3 года, причем первая плановая проверка может быть проведена не ранее чем через год с момента получения лицензии. Внеплановые выездные проверки лицензиатов могут проводиться по одному из следующих оснований:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

4) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

С 1 мая 2015 года утратила силу статья 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривала ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Вместе с тем с 1 мая 2015 года введена в действие статья 13.19.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Часть 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ гласит, что неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации – влечет наложение административного штрафа на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом,— в размере одной тысячи рублей; на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний,— пятнадцати тысяч рублей; на должностное лицо органа местного самоуправления — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги,— двухсот тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами,— тридцати тысяч рублей; на иных юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,— влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.