Проблемы ценообразования в строительстве Ненецкого автономного округа

P1040719Важным элементом в инвестиционной сфере строительной отрасли является сметное нормирование и ценообразование, которое представляет собой динамичный процесс, постоянно изменяющийся вслед за изменением законодательных и правовых основ.

Федеральная сметно-нормативная база 2001 (редакция 2009) постоянно пополняется и обновляется, обновляются сборники цен на строительно-монтажные работы, сборники цен на материалы.

Приказом Минстроя РФ от 30 января 2014 года № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» введена в действие и внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция (редакция 2014 года) государственных сметных нормативов, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию строительных машин, сборник тарифов на перевозку грузов.

Отличием новой редакции государственных сметных нормативов от ранее действовавшей ФСНБ-2001 (редакции 2009) года является включение в нее большого количества изменений и дополнений к нормам и расценкам практически во всех сборниках. Наибольшие изменения затронули сборники на строительные работы и работы по монтажу оборудования. Добавлено около 6500 новых видов строительных материалов, изделий и конструкций, а также новых типов машин и механизмов. Уточнены цены почти для 300 машин и для 100 материальных ресурсов. Из базы исключены около 250 материалов и механизмов, являющихся устаревшими и крайне редко применяемыми в современном строительстве. Также значительные изменения внесены в часть 5 «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ».

С 1 января 2015 года вступила в действие (приказ Минстроя РФ от 12.11.2014 № 703/пр) новая дополненная федеральная сметно-нормативная. В федеральный реестр сметных нормативов внесены приказы Минстроя России от 12.11.2014 № 703/пр и от 17.10.2014 № 634/пр о внесении изменений и дополнений в государственные сметные нормативы — государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки, федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, на перевозку грузов для строительства.

Территориальные сметные нормативы 2001года (в редакции 2009 года) для Ненецкого автономного округа были разработаны Управлением строительства и ЖКХ НАО в 2010 году,  в 2011 году согласованы с Министерством регионального развития Российской Федерации. Утверждены 20.07.2011 года Постановлением Администрации НАО № 143-п. За период согласования с Министерством РФ федеральная сметно-нормативная база претерпела существенные изменения: в июле 2011 г. были утверждены «Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства», в декабре 2011г. утверждены «Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств». Приказами Минрегион России (от 13.07.2011 № 339, от 21.07.2011 № 356, от 08.11.2011 № 528, от 11.11.2011 № 535) внесены изменения в федеральные расценки.

В соответствии с действующим Порядком разработки и утверждения сметных нормативов (приказ Госстроя (Минстроя) России от 04.12.2012 № 75/ГС) территориальные сметные нормативы должны соответствовать действующим государственным сметным нормативам.

Новые территориальные сметные нормативы должны быть разработаны к 1 июля 2014 года. В нашем округе они так и не были разработаны.

Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ разрабатываются филиалом ФАУ «ФЦЦС» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и рекомендуются к применению Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа. Индексы, которые рассчитываются на основе статистической отчетности за прошедший период, в совокупности со сметными расчетами, стоимость которых определена в устаревшей территориальной сметной базе — 2001 НАО (ред. 2009), ведут к искажению стоимости строительства, структуры затрат и не отражает реальной стоимости объектов строительства.

В регионах РФ расчет индексов, индивидуальных расценок, мониторинг стоимости объектов строительства ведут подведомственные Администрациям субъектов региональные центры ценообразования в строительстве, что позволяет более детально учитывать местные условия и особенности территории, дает возможность оперативно рассчитывать индивидуальные индексы на объекты. Например, в ряде субъектов СЗФО (Вологодская область, Карелия) приняты зональные коэффициенты, учитывающие труднодоступность удаленных населенных пунктов. Размер индексов с Санкт-Петербурге, Карелии, КОМИ к территориальным расценкам значительно выше, чем индекс, рассчитанный АрхЦЦС для Ненецкого автономного круга.

Перечень индексов, рекомендуемых к применению, мал. По объектам гражданского строительства рекомендуется применение единого индекса как для объектов в кирпичном, так и в панельном исполнении. К примеру, Санкт-Петербургский РЦЦС рекомендует разные индексы для кирпичного и для панельного строительства не только жилых домов, но и для гражданского строительства.

Другим вариантом определения стоимости объектов может служить расчет стоимости по объектам-аналогам. В округе не формируется база данных о стоимости построенных объектов, которые могли бы послужить объектами-аналогами для определения предварительной стоимости. Не налажен мониторинг данных по объектам строительства.

При организации доставки грузов и материалов не учитывается в полном объеме транспортная составляющая в труднодоступные населенные пункты НАО. Транспортная составляющая принята для всех населенных пунктов НАО одинаковой: для г. Нарьян-Мара, д.Харуты, д.Усть-Кары, с.Великовисочного, с.Омы, д.Шойны.

Расчет стоимости строительства жилья в НАО производится от стоимости квадратного метра жилья, а не от сметной стоимости объекта, на который получено заключение о достоверности. В стоимость квадратного метра, как правило, включаются затраты на строительство инженерных сетей за пределами участка, ведет к искажению стоимости квадратного метра. Кроме того, стоимость объекта также принимается без учета продолжительности строительства.